Эксперты транспортной отрасли обсудили вопросы аттестации сил ОТБ

30 июня прошла онлайн-конференция «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности». Мероприятие вошло в серию круглых столов для специалистов отрасли, организатором которых выступило РИА «Индустрия безопасности».
< +
1/1
>
1/1
X

В центре внимания экспертов были вопросы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Можно ли проводить обучение специалистов ОТБ по единой программе? Может ли аттестованный специалист работать на предприятиях любого вида транспорта и можно ли объединить аттестации работников ПТБ? Целесообразно ли передать подготовку со спецификой по видам транспорта на места в виде дополнительного инструктажа?

На эти и другие вопросы ответили заместитель начальника управления транспортной безопасности Росавиации Александр Жуленков, заместитель начальника управления транспортной безопасности Росжелдора Сергей Леонов, начальник управления транспортной безопасности Ространснадзора Сергей Игонин, заместитель начальника ФБУ «Служба морской безопасности» Артем Алябьев, начальник отдела аттестации ФБУ «Служба морской безопасности» Елена Шапошникова, заместитель начальника управления — начальник отдела обеспечения транспортной безопасности и охраны объектов Управления безопасности АО «ФПК» Дамир Гарифзянов, начальник учебного центра по подготовке специалистов в области транспортной безопасности РАПС РУТ (МИИТ) Марина Жарикова, директор учебного центра по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево Безопасность» Маргарита Анохина.

Модератором дискуссии выступил генеральный директор ООО «Группа ПТБ» Константин Белоусов.

Александр Жуленков, Сергей Леонов и Артем Алябьев отметили общность подходов специализированных агентств к «единой аттестации». Они считают, что каждый вид транспорта имеет отраслевую специфику, влияющую и на требования к специалистам, обеспечивающим транспортную безопасность. Поэтому единое аттестационное свидетельство «на все виды транспорта» представляется им нецелесообразным, равно как и объединение программ подготовки специалистов ПТБ. При этом они готовы согласиться с тем, что некоторые знания и навыки можно сформировать у сотрудника только путем инструктажа.

С ними отчасти не согласилась Марина Жарикова. Она отметила, что в программе подготовки специалистов ПТБ для разных видов транспорта существуют учебные блоки, одинаковые для всех, и есть специфичные для каждого вида транспорта. Если вуз будет разрабатывать полностью автономные программы для каждой специальности — это приведет к нерациональной трате ресурсов и, в конечном счете, приведет к увеличению затрат на подготовку специалистов по ТБ. «Не лучше ли будет проводить совместное обучение по общим блокам, а специфичные для каждого вида транспорта — на местах, в форме инструктажей?», — задается вопросом Марина Жарикова.

Ее поддержал Дамир Гарифзянов, который применительно к аттестации специалистов высказал неожиданное мнение, что она нужна только специалистам ПТБ, а не тем, кто отвечает за безопасность объектов.

Начальник отдела аттестации ФБУ «Служба морской безопасности» Елена Шапошникова подробно остановилась на требованиях аттестующего органа к документации, предоставляемой кандидатом, в частности, на требованиях к медицинским справкам, заявлениям о приеме или переводе на должность, непосредственно связанной с ОТБ, а также к параметрам описания трудовой деятельности кандидата.

Ряд проблемных вопросов, касающихся аттестации сотрудников ПТБ, таких, как срок действия и основания для прекращения аттестации, распределение ответственности за нарушение правил привлечения сотрудников, не имеющих аттестации, к выполнению задач по ОТБ задал участникам конференции Сергей Игонин, начальник управления транспортной безопасности Ространснадзора.

Директор учебного центра по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево Безопасность» Маргарита Анохина отметила, что подготовка специалистов ПТБ в ее организации будет постепенно возвращаться к очному формату, т.к. практика дистанционной аттестации привела к увеличению числа не прошедших аттестацию. Маргарита Анохина связывает это с тем, что кандидаты более полно и качественно получают навыки при очном обучении. В то же время Сергей Леонов, Артем Алябьев и Александр Жуленков в своих выступлениях отмечали, что будут и дальше развивать дистанционные процедуры при аттестации и цифровизацию административных процедур при аттестации.

В финале дискуссии модератор конференции, генеральный директор ООО «Группа ПТБ» Константин Белоусов выразил общее мнение, что публичное обсуждение сложных вопросов, относящихся к деятельности по обеспечению транспортной безопасности, всегда полезно.

«Такого рода мероприятия помогают профильному министерству детальнее понимать практику применения уже принятых нормативных актов, потребности в дополнительном правовом регулировании и те сложности, которые возникают в связи с тем, что ряд норм не гармонизированы между собой, — прокомментировал Константин Белоусов. — Это не менее полезно и самим СТИ: часть возникающих проблем имеет отношение не к регулятивным нормам или требованиям профильных агентств, а к практике, сложившейся на местах».

Группа ПТБ является аккредитованным подразделением транспортной безопасности в сферах воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и действует в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.