В ближайшие годы в рамках реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» в России поднимутся в небо тысячи российских БПЛА самого разного назначения. И многие из них будут иметь солидную массу — порой более 30 кг. Очевидно, что для их безопасного применения необходима специализированная инфраструктура, которая должна охватить все регионы страны.
При этом управление тысячами БПЛА в воздушном пространстве потребует специального оборудования, которое отличается от применяемого в диспетчеризации пилотируемых воздушных судов. Речь о новых радиолокационных и оптоэлектронных системах, системах контроля воздушного пространства, связи с диспетчером и внешним пилотом. Имеющиеся сегодня на российском рынке решения для выполнения этих задач отечественные разработчики тестировали на «Архипелаге 2024».
Ранее никто в России столь масштабных тестирований технологии контроля неба не проводил — интенсив на Сахалине послужил уникальной тестовой площадкой для интегрированных испытаний передовых разработок. Необходимость в этом давно назрела, ведь все существующие решения в области — это, по сути, инновации, то есть они требуют проверок, обкатки и гибкой интеграции в единую систему.
Кроме того, проведению по-настоящему масштабных испытаний препятствует закрытие полетных зон в ряде регионов, из-за чего производителям обычно приходится ограничивать тестирование площадками закрытых полигонов и аэродромов. Наконец, производители решений по большей части тестируют свое оборудование самостоятельно, то есть обособленно от коллег и конкурентов по рынку, не интегрируя разработки в единую систему.
«В настоящее время развитие беспилотной авиации и создание новой отрасли находится в приоритете у государства, нам необходимо контролировать воздушное пространство, поэтому задач в рамках «Архипелага» было много, в их числе — создание ситуационного центра по контролю воздушного пространства и службы управления полетами», – отметил председатель правления Группы ФТК Иван Поминов.
Платформа НТИ, Группа ФТК и 21 предприятие развернуло в ходе «Архипелага 2024» полноценный Региональный ситуационный центр для контроля использования воздушного пространства беспилотниками. На аэродроме Пушистый участники трека в режиме реального времени контролировали полеты не только БПЛА, но и всех воздушных судов в небе над Южно-Сахалинском.
Реализовать это удалось благодаря интеграции с комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства Регионального центра единой системы ОрВД Хабаровска. Для обеспечения безопасности полетов беспилотников был организован ежедневный обмен планово-диспетчерской информацией о местных и временных режимах, запретных зонах и ограничениях.
«Мы увидели высокую эффективность работы технологии контроля неба и уже сегодня можем говорить о возможности дальнейшего внедрения системы в границах Сахалинской области», – сообщил Иван Поминов. Всего в рамках трека было протестировано 31 техническое решение: 26 аппаратно-программных комплексов и 5 цифровых платформ.
«Производители разместили на площадке РЛС, которые позволили получать данные о всех воздушных судах, в итоге мы научились различать самолеты, вертолеты и дроны разных размеров, а также смогли систематически выявлять случаи несанкционированного применения БАС. Полностью готовые средства и системы впервые были соединены друг с другом в единое функциональное целое. Мы фиксировали движение самолетов на расстоянии до 50 км, БПЛА – на расстоянии около 20 км», – рассказал Иван Поминов.
По итогам трека на Сахалине удалось успешно продемонстрировать работу технологии контроля неба в рамках отдельного региона. Следующим шагом станет ее масштабирование на всю территорию России. Это позволит операторам и производителям беспилотников легально осуществлять полеты с соблюдением всех требований безопасности.
Кроме того, опыт, наработанный в ходе испытаний в рамках «Архипелага 2024», будет использован, чтобы скорректировать существующие модели выявления, оценки и борьбы с рисками и угрозами от противоправного применения БПЛА. Он позволит выработать новые решения по защите объектов промышленной и критической инфраструктуры страны.
Наконец, специалисты Группы ФТК провели на аэродроме Пушистый семинары для государственных ведомств и российских предприятий, на которых подробно знакомили с актуальными методами оценки уязвимостей, определения моделей угроз, а также современными техническими решениями для обнаружения, сопровождения и подавления БПЛА. Поскольку действующие образцы оборудования находились здесь же, буквально под рукой, теоретический курс удалось закрепить практическими пособиями. «По итогам мероприятия более 100 человек получили сертификаты о прохождении семинаров. Интерес к ним есть, поэтому с октября 2024 года мы будем проводить такие семинары на регулярной основе», – подытожил Иван Поминов.
Полная версия материала доступна по ссылке.