Реальное, идеальное и оптимальное. Перспективы развития рынка ПТБ

Константин Белоусов, генеральный директор ООО «Группа ПТБ», кандидат технических наук, рассказал корреспондентам журнала «Транспортная безопасность и технологии» о перспективах развития рынка ПТБ, а также об особенностях нормативной базы в этой сфере.
< +
1/1
>
1/1
X
Константин Николаевич, какую оценку можно дать актуальному состоянию нормативной базы в части применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ПТБ? Какой, с вашей точки зрения, могло бы быть ее оптимальное развитие в перспективе?

До последнего времени вопросы применения работниками подразделений транспортной безопасности (далее — ПТБ) при исполнении обязанностей физической силы, задержания нарушителей и запрещенных предметов, а также приобретения, хранения, ношения и применения служебного оружия были недостаточно урегулированы.

С принятием Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», в том числе:

— Установлено право ПТБ на приобретение, хранение и применение служебного огнестрельного оружия для защиты объектов 1-й и 2-й категорий от актов незаконного вмешательства (далее — АНВ).

— Установлено право работников ПТБ (после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра) при исполнении должностных обязанностей на:

а) ношение и хранение служебного огнестрельного оружия и специальных средств;

б) применение физической силы, служебного огнестрельного оружия, специальных средств;

в) задержание для передачи органам МВД или ФСБ физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности (далее — ТБ), и запрещенных предметов;

г) установление личности физического лица в зоне ТБ по документам, удостоверяющим личность.

— Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, специальных средств, норм обеспечения ими работников ПТБ, правил приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств.

В то же время для эффективной реализации указанных полномочий необходима разработка и принятие подзаконных актов, которые бы регламентировали сам порядок применения силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей работниками ПТБ.

Как сегодня можно оценить практику контрольной, надзорной и проверочной деятельности госорганов в отношении действующих ПТБ?

В соответствии с действующим законодательством основную ответственность за обеспечение ТБ несет субъект транспортной инфраструктуры (далее — СТИ). Именно он привлекает при необходимости ПТБ для защиты объекта транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) или транспортного средства (далее — ТС) от АНВ. В силу этого обстоятельства СТИ и является в первую очередь объектом контроля и надзора.

Вместе с тем в рамках проверок организации защиты ОТИ (ТС) от АНВ по данным надзорных ведомств (Прокуратура, Ространснадзор) наиболее характерны следующие нарушения в деятельности СТИ и ПТБ:

— привлечение к защите ОТИ (ТС) частных охранных предприятий, не прошедших аккредитацию в качестве ПТБ;

— привлечение ПТБ работников, не прошедших в установленном порядке аттестацию сил обеспечения ТБ;

— несоответствие числа выставленных постов ПТБ требованиям плана обеспечения ТБ ОТИ;

— несоответствие технического оснащения ПТБ требованиям плана обеспечения ТБ ОТИ;

— нарушение работниками ПТБ порядка проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения ТБ.

Отдельно следует отметить проверки ПТБ, проводимые подразделениями Росгвардии. Учитывая, что работники ПТБ могут быть оснащены специальными средствами и даже оружием, предметом контроля становится прохождение работниками ПТБ периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также условия хранения и приема-передачи спецсредств и оружия на защищаемых объектах.

А как можно оценить состояние конкурентной среды в сфере предоставления услуг ПТБ СТИ? Ряд экспертов придерживается мнения о том, что она нуждается в усилении. Нуждается ли в этой связи национальное законодательство во внесении соответствующих изменений? Каковы в данном контексте ожидания от готовящегося к принятию Федерального закона «Об охранной деятельности»?

В числе характерных трендов последнего времени следует отметить рост числа ПТБ по всем видам транспорта. Вместе с тем рост числа ПТБ все чаще стал приводить к таким явлениям, как демпинг и недобросовестная конкуренция. А это отрицательно сказывается на качестве услуг.

Усиление контроля за деятельностью ПТБ, повышение требований к доступу на рынок, в том числе в части установления минимально необходимой численности аттестованных работников ПТБ, следует только приветствовать, так как это окажет положительное влияние на уровень защищенности объектов и конкурентную среду.

Что же касается унификации законодательства о ТБ и частной детективной и охранной деятельности, то, на мой взгляд, такое решение еще более усилит демпинг, особенно со стороны ЧОП, где традиционно более низкая стоимость услуг (и при этом более низкая квалификация персонала).

Одной из дискуссионных тем в экспертной среде является идея создания единой зоны ТБ при охране транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ). Насколько это целесообразно и как подобная мера может отразиться на состоянии защищенности от АНВ ОТИ и прилегающих к ним объектов, составляющих ТПУ?

ТПУ создаются в местах пересечения пассажиропотоков различных видов транспорта. В состав ТПУ могут входить в различных комбинациях ОТИ:

— станция железной дороги;

— станция метрополитена;

— перехватывающая парковка;

— автовокзал;

— речной вокзал;

— вертодром и пр.

Действующим законодательством о ТБ установлено требование к защите ОТИ от АНВ. К сожалению, требования по видам транспорта не всегда идентичны. Соответственно, для каждой составляющей ТПУ (ОТИ по видам транспорта) предусматривается организация своих мероприятий по защите от АНВ.

Унификация требований, в том числе создание единой зоны ТБ для различных видов транспорта, позволило бы интегрировать в единый комплекс все инженерно-технические системы, с одной стороны, и оптимизировать работу ПТБ — с другой. Такое решение, безусловно, повысило бы защищенность объекта от АНВ.

В каких направлениях вы видите перспективы развития рынка услуг ПТБ?

Можно констатировать, что рынок ПТБ на сегодняшний день состоялся. Общее число аккредитованных ПТБ по всем видам транспорта на январь 2020 года составляет 315 юридических лиц.

В числе основных трендов я бы отметил следующие:

— рост численности ПТБ по всем видам транспорта;

— снижение цен на их услуги как следствие роста конкуренции;

— аккредитация отдельных ПТБ одновременно по нескольким видим транспорта;

— повышение уровня оснащенности ПТБ, в том числе инновационным и технически сложным оборудованием;

— цифровизация деятельности ПТБ.

В числе актуальных вопросов, требующих разрешения для успешного развития рынка ПТБ, экспертами отмечаются следующие:

— необходимость введения профессиональных стандартов для работников ПТБ;

— унификацию требований к аттестации СОТБ для различных видов транспорта;

— наделение работников ПТБ полномочиями по составлению протоколов по административным нарушениям.