В новой для нас реальности режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса в России, когда многие сотрудники компаний не могут выйти из дома вследствие введенного карантина, журнал «Транспортная безопасность и технологии» взял короткое интервью по скайпу у Ивана Алексеевича Поминова, президента Группы «Федеральная технологическая компания», одной из старейших компаний РФ в отрасли безопасности.
Иван Алексеевич рассказал, какие меры принимает его компания в сложившейся ситуации, что он думает про «удаленку», и что ждет дальше отрасль безопасности в России в ближайшее время.
В целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции и минимизации личных контактов мы перешли на удаленную работу еще две недели назад. Особых проблем у нас не возникло, так как компания была полностью готова к такому режиму работы. Два года назад мы начали процесс цифровизации собственного бизнеса и применяем опыт международных ИТ-компаний к управлению нашей организации. Еще до сложившейся ситуации у наших сотрудников была возможность полноценной работы удаленно, в том числе из дома, с постоянным доступом к базам данных, информационным системам и файлообменникам. Реализация внутренних проектов цифровизации сопровождалась внедрением передовых технологий, так, к примеру, почти все коммуникации, совещания, встречи и обсуждения мы давно перевели в онлайн, в том числе в режим аудио/видеоконференций. Это коснулось и работы с рядом внешних контрагентов.
Для меня важно сохранить нормальную эффективную рабочую обстановку в компании. Испытание нашего бизнеса «идеальным штормом» показывает ее готовность к стрессовым ситуациям.
Считается, что люди, работающие из дома, имеют более высокую продуктивность и самостоятельность в принятии решений, а уровень стресса, наоборот, снижается. Я всегда считал, что эта теория работает на практике только в западных компаниях, если хотите, в более зрелых, с другим менталитетом. Я ошибался. Эффективность работы действительно возросла. Несмотря на то, что большая часть сотрудников работает из дома, люди более ответственно подходят к своей работе. И дело тут не в боязни быть уволенными. Все прекрасно понимают ситуацию на рынке, в стране, да и вообще в мире. Понимают, что от действий каждого сильно зависит стабильность компании. Сегодня один похалявит, а завтра половина штата не получит зарплату.
Мы команду собирали годами, можно сказать, по крупицам, в людей вложили безумные деньги. Сейчас действительно задача номер один — сохранить рабочие места и тех высококлассных специалистов и руководителей, которые работают в нашей компании. Это все понимают, поэтому и уровень продуктивности высокий.
Сейчас работа во всех офисах нашей компании разрешена лишь в исключительных случаях, только по согласованию с руководством и только для выполнения задач, которые не могут быть решены удаленно. То есть фактически мы реализовали концепцию «оfficefree», которую используют топ-компании мира.
В наших офисах мы делаем все необходимое для профилактики распространения инфекции:
- — до сотрудников доведен порядок действий и все требования из постановлений Правительства Российской Федерации;
- — усилены меры дезинфекции — регулярно обрабатываются дезинфицирующими средствами все контактные поверхности в офисах, включая ручки дверей;
- — рабочие места сотрудников, находящихся в офисе, оборудованы санитайзерами;
- — вне зависимости от состояния здоровья и должности всем сотрудникам при входе в офис измеряется температура;
- — при любом проявлении признаков ОРВИ сотрудники не допускаются в офис.
Мы все понимаем, насколько важно остановить распространение этой инфекции, поэтому при малейшем недомогании сотрудники сообщают об этом своему непосредственному руководителю, в отдел кадров и врачам.
Очевидно, что мы столкнулись с одним из сложнейших периодов в истории мировой и российской экономики. Многое изменится, многое уже изменилось. Целые отрасли на грани банкротства. Уровень безработицы в США запредельный. И это только начало. Официально пандемии еще нет и месяца! А мы уже сидим по домам на жестком карантине. Для меня совершенно очевидно, что сейчас самым важным качеством руководителей компаний является способность договариваться! Искать win-win решения, кооперироваться с заказчиками (и не нужно трактовать это как статью уголовного кодекса «сговор...»), коллегами и партнерами. Сейчас важно каждому сохранить то, что имеет.
Так вышло, что у некоторых наших конкурентов есть государственные гарантии, они могут пользоваться привилегиями быть единственным поставщиком по ряду услуг у наших же заказчиков. Коммерческие компании вынуждены бороться без каких-либо гарантий как между собой, так и с вышеупомянутыми структурами. Я считаю, что в таких условиях самое главное подумать о людях, о рабочих местах, а не пытаться перегрызть глотку друг другу. Тем более об этом говорил и Президент России, и Премьер-министр России. Нужно сохранить те экономические цепочки, которые выстраивались годами. «Убить» компании сейчас легко. Что дальше делать будем, когда кризис спадет? Считаю, что нужно позволить заказчикам сохранить контрактные отношения с теми же исполнителями, с которыми работали в предыдущие периоды. Как минимум это позволит снизить вероятность новых банкротств, неплатежей и потерю рабочих мест.
Мы не можем сейчас отвечать за глобальные процессы, мы принимаем их как данность. Но мы можем постараться сохранить рабочие места. Мы можем качественно и в срок выполнять наши обязательства, несмотря на все сложности, связанные с режимом пандемии. Мы можем помочь нашей стране пройти данный период с наименьшими потерями.
Как уже говорил выше, сложнее всего будет тем, кто не умеет договариваться. И компании отрасли безопасности тут не исключение.
Мы все понимаем, что огромное количество проектных работ было выполнено и сдано в прошлом году, когда курс доллара и евро были другими. Практически все бюджеты на оснащение объектов системами безопасности были заложены исходя из старых курсов по результатам проектных работ. Сейчас мы увидели рост на 25-30%. Что это значит? Это значит, что практически все поставщики оборудования захотят «взвинтить» цены. Даже те, которые не зависят от цены валюты. Но мы должны понимать, что объекты все равно придется оснащать, и разницу в курсе никто компенсировать не сможет. И вот здесь нужно понимание этих проблем всеми участниками процесса: и поставщиками, и инсталляторами, и заказчиками. Нужно приходить к какому-то рациональному повышению цен, а не тупо поднимать их. Нельзя все экономические риски перекладывать на интеграторов. В этом году рентабельность бизнеса «просядет» у всех и очень сильно. Это нужно понимать. И первостепенная задача — сохранить партнерские отношения по всей цепочке: поставщик — интегратор — заказчик, выполнив работы.
Безусловно, это огромное испытание не только для отрасли безопасности, но и для нашей страны и всего мира. Сейчас действительно важно для всех выполнять требования и рекомендации Правительства РФ по самоизоляции. Я хочу сказать, что это все не пустой звук. Проблема здоровья сейчас может коснуться каждого. Поэтому первое и самое важное — давайте позаботимся о себе и своих близких, выполняя указы и предписания государственных органов.
Второе, о чем уже говорил выше, давайте кооперироваться и сотрудничать. Сейчас как никогда это важно и актуально. Не нужно гнаться за сиюминутными прибылями. Нужно сохранить то, что имеем, — рабочие места и команды.
И третье, самое главное, здоровья и ясного ума в принятии решений!
Оригинальный текст интервью можно прочитать на сайте РИА «Индустрия безопасности»: